Создаем интерьеры для Вас с любовью
консультации +7 (921) 599-08-50
сотрудничество info@diarte.ru
Design studio Проектирование интерьеров
Ампир – это стиль, появившийся во Франции при Наполеоне Бонапарте и ставший символом величия и могущества империи. Именно в период империи Наполеона (1804-1813 гг.) стиль классицизм трансформировался в холодный и помпезный ампир, который был насажден по приказу императора, и прекратил свое развитие, как только Наполеон был свергнут.

Общая характеристика стиля Ампир

Данный стиль интерьера – высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицизма. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль – стиль Ампир. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир – от французского “empiere”, империя.
Цитируя римскую классику, Ампир вобрал в себя характерный его особенности, соединив в себе черты Древней Греции и Рима, добавив к ним древнеегипетские мотивы.
Наиболее узнаваемой чертой ампира является прямое заимствование античных элементов: колонн, пилястр, фризов, карнизов и др. В результате стиль получился слишком показным и холодным, но не лишенным определенного очарования.

История стиля Ампир

Древний Рим и Греция. Наполеон Бонапарт стремился к славе великих римских императоров. Поэтому окружал себя парадными, монументальными, местами своим великолепием напоминающими театральные декорации, интерьерами.
Жесткость и строгость римской Империи подавляли демократичность и лиризм древнегреческих мотивов. Тем не менее, классические элементы архитектуры, скульптуры, керамики все так же оставались атрибутами интерьера в стиле Ампир.
Ампир – поздний классицизм, тоже ориентированный на античность. Но есть коренные отличия. Светлую гармонию, строгость сменили театральное великолепие, парадный пафос. Наполеон жаждал блеска и славы римских императоров и велел художникам ориентироваться на искусство Древнего Рима. Угодливые декораторы дошли до абсурда, оформив спальню Жозефины в виде походной римской палатки.

Военная атрибутика. Военные походы по Европе и Африке повлияли на стиль Ампир, объединив черты архитектурных и декоративных направлений разных стран.
Жестокое военное время не могло не оставить свой след в жизни людей, в их домах. Проходя по дворцовым залам, поданные должны были вдохновиться на подвиги ради своей страны. Оружие, доспехи, скрещенные мечи и др. — изображения этих предметов и их оригиналы являются одной их характерных черт Ампира.

Египет. Дикая природа Африки и загадочный Египет никого не может оставить равнодушным до сих пор. Что говорить о Наполеоне и его солдатах, которые из уютной Европы попали в жаркую, палящую пустыню, в которой возвышались монументальные древние сооружения.
Трофеи, принесенные из дальнего похода, нашли свое место в домах французов.
После возвращения Наполеона в 1801 г. из египетского похода в ампире появились египетские мотивы: изображения сфинксов, грифонов, львов. Мебельщик Жорж Жакоб изготовил мебель в египетском духе: с ножками в виде звериных лап, резными подлокотниками с изображением грифонов и львов.

История стиля во Франции и в России

Как уже было сказано, ампир появился в эпоху правления Наполеона Бонапарта. Стремясь возвеличить империю и себя лично, император приказал развивать и насаждать данный стиль искусственно, сочетая в нем египетские и античные элементы.
Средой, в которой появился ампир, как ни странно, послужила не архитектура, а живопись. В качестве образцов для своих картин художник Жак Луи Давид использовал мебель, изготовленную на заказ по его эскизам. Таким образом, он является изобретателем данного стиля.
Существует и русский ампир, который отличается от французского своего предшественника мягкостью и грациозностью линий и декора.
Здесь его еще будут называть Александровским классицизмом, и он просуществует до середины 19 века. Именно в этом стиле созданы Михайловский дворец, ансамбль Дворцовой площади и другие архитектурные шедевры.
Стиль насильственно насаждался в завоеванных странах, но естественно прижился в России, превращающейся в могущественную империю. Придворные архитекторы Бонапарта П. Фонтен и Ш. Персье посылали Александру I альбомы с рисунками, изображающими интерьеры и мебель. Распространению русского ампира способствовали мода на всё французское и приглашение архитекторов-иностранцев.
Архитекторов Наполеона считают «скучными компиляторами», но, возможно, их фантазию ограничивали извне. Они оформляли интерьеры великолепных дворцов Фонтенбло, Мальмезон, Лувр, Компьень, Медон, Версаль, Сен-Клу, Тюильри. Помещения украшали бюстами, статуями; стены – беломраморными колоннами, пилястрами; потолки – кессонными углублениями, мебель – элементами архитектуры.

Особенности стиля Ампир

Для ампира характерны преобладание прямоугольных форм, обилие декоративных деталей в римском стиле на мебели и стенах, а также стремление к сочетанию нескольких различных цветов, зачастую контрастных.
Стиль Ампир отличается тяжелыми драпировками, металлическими украшениями, старинными настенными коврами и картинами в украшенных рамах.
На смену мягким тонам классицизма пришли яркие цвета: тёмно-синий, красный, фиолетовый, жёлтый, золотой.
Художники подчинялись строгим канонам: например, на потолке изображалась орнаментальная розетка, по краям – бордюр; на панно дверей – летящая женская фигурка, на бордюре – гирлянды с лебедями и сфинксами. Ткани украшали символы империи: ордена, орлы, пчёлы, звёзды. При всей дороговизне материалов орнаменты были слишком правильными и однообразными. Диктат, схематизм лишали искусство ампира креатива, дыхания жизни. Вот почему блестящий, высокопарный, но холодный и жёсткий имперский стиль считают не художественным, декоративным, камуфляжным. Он оставил миру мало выдающихся произведений искусства.

Потолки, стены и пол


В любой комнате, оформленной в стиле ампир, царят строгая симметрия, чопорность и торжественность. Очень часто используется сочетание однотонной поверхности стен и узкой полосы с орнаментом, благодаря чему делается акцент на различных зонах комнаты.
Раньше стиль ампир в интерьере требовал оформления стен дорогими тканями или позолоченной лепниной. Сегодня эти элементами удачно можно заменить качественными обоями, которые правдоподобно имитируют ткань.
Лучше, если обои будут с «императорским» рисунком – мелкими лилиями или лавровыми венками.
Потолок чаще всего окрашивается белой краской или выполняют его кессонированным при помощи резных балок или же обоев с орнаментом, имитирующим лепные украшения.
Если вы решили оформить комнату в стиле ампир, то не забудьте о зеркалах – они в этом случае являются обязательной деталью интерьера. Причем размещают их не только там, где и обычно, но и в самых неожиданных местах: рядом с обеденным столом, на потолке и т. д.
В эпоху расцвета стиля ампира очень модными были маленькие зеркала на подставках, которые устанавливались на туалетных столиках и могли вращаться.
Лучше всего стиль ампир в интерьере выглядит в просторных комнатах, которые позволяют этому стилю проявить все его величие. Он подходит для просторных гостиных, больших холлов, крупногабаритных кухонь.

Мебель в стиле ампир

Мебель ампир смотрится массивно, под стать остальным деталям интерьера. Не удивляйтесь, если кресла и диваны будут не слишком удобными – в рамках данного стиля принято жертвовать комфортабельностью ради величественности и солидности.
Она прямоугольная, массивная, низкая и темная: черная, каштановая или выполненная из красного дерева. Высокая мебель избегается. Например, кресла подбираются мягкие, широкие, с низкой спинкой, а комоды, которые снова становятся модными, типичны именно для дизайна интерьера в стиле Ампир. Очень часто устанавливается кожаная мебель, а так же напольные светильники с тканевыми абажурами.

Как элементы декора мебели, стиль Ампир в интерьере использует накладки из бронзы или с позолотой. Фактура мебели здесь очень важна, она не скрывается за множеством резных украшений и шаблонов. Очень характерными являются узоры в виде скрещенных мечей или копей, щитов, шлемов и лавровых венков, которые не искажают форму мебели. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Такими фигурками ещё поддерживаются подлокотники кресел, если те заканчиваются возле сиденья. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Спинки стульев в стиле Ампир часто имеют форму лир.
Шкафы и комоды имеют большие плоскости обрамленных филенок. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники» - богини победы.
Характерная черта для стиля ампир в интерьере – использование в декоре мебели архитектурных элементов. Шкафы и тумбочки принято декорировать колоннами, карнизами, пилястрами. Те части кресел, которые расположены под подлокотниками, как правило, имеют декор в виде грифонов, кариатид, сфинксов и т.д.
Что касается столов, то их ножки часто бывают выполнены в виде герм (четырехгранных столбов), к которым прикреплены львиные маски, или античных колонн. Все элементы резного декора покрываются позолотой.

Подобно классицизму, ампир впитал в себя многие черты античной архитектуры. Однако он заимствовал их напрямую, не сообразуясь с тогдашней эпохой, что сделало стиль холодным, излишне пафосным и чопорным. Еще больше этот эффект усиливает обилие контрастных цветов, являющееся непременной чертой всех интерьеров в стиле ампир.

Источники: http://homy.com.ua
                     http://stylingroom.ru